Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Программа ПОУ Логоритмика для детей 2 - 3 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 144
620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40, 347-69-61,
e-mail: mdou144@eduekb.ru, сайт https://144.tvoysadik.ru/

Дополнительная образовательная программа
«Логоритмика»
для детей дошкольного возраста 2 – 3 лет
срок реализации – 1 год

Составитель:
Педагог дополнительного образования,
Комарова Ольга Владимировна

г. Екатеринбург, 2022 год

Оглавление
Целевой раздел ..................................................................................................... 3
Пояснительная записка ..................................................................................... 3
Возрастные особенности детей 2-3 лет ........................................................... 4
Цель и задачи программы................................................................................. 6
Содержательный раздел....................................................................................... 7
Учебно-тематический план .............................................................................. 8
Учебный план.................................................................................................... 8
Календарный план ............................................................................................ 8
Краткие методические рекомендации ............................................................. 8
Примерный план занятия для детей 2 -3 лет ................................................. 12
Оценочные мероприятия ................................................................................ 12
Организационно-педагогические условия ........................................................ 15
Форма и режим занятий.................................................................................. 15
Материально-техническое обеспечение ........................................................ 16
Литература .......................................................................................................... 17
Приложение ........................................................................................................ 18

2

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Чувство ритма – одно из самых важных чувств человека. Ведь ритм
есть и в действиях (ходьба, игра, рисование), и в речи (разговор, рассказ,
чтение стихов и сказок), и в музыке. Именно этой области – развитию
чувства ритма детей и посвящена логоритмика. Ведь именно она включает в
себя ритмическое развитие ребенка по всем этим параметрам: музыка, речь,
движение (моторика).
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления
личности ребёнка, и не случайно психологи называют этот возрастной
промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и
формируются его функции. А согласно исследованиям физиологов, функции
центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период
их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций
задерживается, и даже может остановиться навсегда.
По

оценкам

специалистов,

в

результате

воздействия

ряда

неблагоприятных факторов – в России уже с самого рождения 85%-90%
детей находятся в «зоне риска», имея предрасположенность к различным
нарушениям развития: координации, внимания, речи, и т.п. Важно не дать им
развиться! Поэтому, актуальность данной программы совершенно очевидна.
В настоящее время широкое распространение получили различные методики
раннего

обучения

детей,

но

психологи

считают,

что

интенсивное

одностороннее развитие ребёнка вредит его психическому потенциалу. В
данной программе развитие – комплексное. И, несмотря на то, что по своей
сути она представляет собой занятия музыкальной ритмикой, - в неё также
включены приёмы логопедической ритмики (по Г.Волковой).
Все составляющие программы построены на основе музыки; поэтому
главной задачей является воспитание музыкально-ритмического чувства –
наиболее доступного и близкого маленькому ребёнку. На занятиях
3

логоритмикой музыка становится средством воздействия: определяя темп и
характер движений, чередование фраз и разделов, - музыка подсказывает
детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка
становится понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через
танец и жестовые игры, подвижные игры и музицирование, задолго до того,
как дети смогли бы понять разговоры о музыке и начать обучаться игре на
музыкальных инструментах.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и
музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально –
двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и
мелкой

моторики,

двигательные

песни

упражнения,

и

стихи,

несложные

сопровождаемые
танцы,

движениями,

дидактические

игры,

способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического
строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе
стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со
словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая

организация

занятий

позволяет

каждому

ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально
реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод
наиболее

целесообразен

для

развития

познавательных

процессов

и

соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий
позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и
соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Все
упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно
не выучивается.
Возрастные особенности речи детей 2 – 3 лет
Структура занятий по программе «Логоритмика для малышей»
отражает возрастные особенности речи детей 2 – 3 лет. На третьем году
жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная
4

деятельность,

ситуативно-деловое

общение

ребенка

и

взрослого;

совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного
поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных
способов действия

с

различными

предметами.

Развиваются

действия

соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает
произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на
основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не
только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную
активность ребенка.
В

ходе

совместной

с

взрослыми

предметной

деятельности

продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и
приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия
окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы
взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество

понимаемых

слов

значительно

возрастает.

Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к
ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ
взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают
основные

грамматические

структуры,

пытаются

строить

простые

предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи.
Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения
ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности: игра, рисование, конструирование.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать
5

мелодии;

петь.

Совершенствуется

слуховое

восприятие,

прежде

всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного
языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Ее
особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка
проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для

детей

этого

возраста

характерна

неосознанность

мотивов,

импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко
заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в

этот

период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена
развитием орудийных действий и речи. Завершается ранний возраст кризисом
трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от
взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом
отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения
со взрослыми.
Цель и задачи программы
Цель программы

–

профилактика нарушений речи,

развитие моторики,

музыкально-ритмическое, интеллектуальное и физическое развитие детей.
Задачи:
1. Формировать

двигательные

пространственные

умения

представления,

и

навыки,

координацию,

развивать

переключаемость

движений.
2. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в
музыке, движениях ритмическую выразительность.
3. Формировать способность восприятия музыкальных образов и умение
ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
4. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематическое
восприятие.
5. Развивать грамматический строй и связную речь.
6

6. Формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Содержательный раздел
Учебно-тематический план
Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь
Январь
Февраль

Март

Апрель

Май
Июнь

Тема

1. Диагностика
2. Диагностика
3. Кукла Ася.
4. Городок игрушек
1. У бабушки в деревне
2. Домашние животные
3. В лесу
4. Дикие животные
1. Овощи
2. Фрукты
3. Осенние деньки
4. Прогулка по осеннему лесу
1. Ах, как весело зимой
2. Животные и птицы зимой
3. Вот как елка хороша!
1. Новогодние игрушки
2. Зимняя одежда
3. Зимняя обувь
1. Птичий двор
2. Мы сильные и ловкие!
3. Папа и я
4. Вот как папу я люблю!
1. Маму поздравляем
2. Мы маме помогаем
3. Веселые поварята
4. Посуда
1. Мебель
2. Весна-красна
3. Животные весной
4. Играем с солнечным
зайчиком
1. Мы едем, едем, едем…
2. Транспорт
3. Диагностика
1. Диагностика
2. Лето красное
7

Общее
количество
занятий

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3. Цветы

1

ИТОГО:

36

Учебный план
Диагностика речевого развития
Развитие двигательные умения и навыки, развивать
пространственные

представления,

4
10

координацию,

переключаемость движений
Развитие артикуляционной, мелкой моторики, дыхания
Развитие лексико-грамматических категорий, связной
речи
Развитие фонематического слуха, восприятия, внимания,
памяти, мышления
Итого

10
6
6
36

Календарный план
сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

итого

4

4

4

3

3

4

4

4

3

3

36

Формой

Краткие методические рекомендации
проведения логоритмических занятий является

игра.

Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства
коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в
том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса
различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком
действительности.
Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю.
Продолжительность занятия 10 минут. Тема берется на одно-два занятия в
зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей
детей.

Используются

следующие

виды

(приложение):

8

упражнений

по

логоритмике

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Они способствуют формированию координации движений руками и
ногами. Дети учатся ориентироваться в пространстве. Усваивают понятия лево
и право. Обычно такие упражнения выполняют в начале занятий.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и
ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как
четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения
для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они
подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это
задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –
основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет
уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка,
челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают
основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В
холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве
профилактики

простудных

заболеваний.

На

занятиях

используются

фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие
голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнения на память и внимание.
Стихи из этой группы упражнений содержат разные действия для
9

каждой отдельной строчки. У малыша развивается умение в быстром темпе
переключаться

между

разными

действиями.

Эти

стишки

–

веселая

логоритмика, потому что здесь можно изображать разных животных, от
медведя до зайца, или времена года.
Упражнения на счет.
Последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения
действий. Считалки еще и способствуют механическому запоминанию счета в
пределах первого десятка.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,
отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей
развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмо
декламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со
звучащими

жестами

и

музицированием

на

детских

музыкальных

инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование
простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки,
прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и
облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой
аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс
развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен
не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию
голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
10

подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами,
выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Театральные этюды. Мимические и пантомимические этюды развивают
мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек),
пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и
воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе,
возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в
движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными
переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в
общем кругу.
Подвижные

игры,

хороводы,

физминутки

тренируют

детей

в

координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту
реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,
сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила.

11

Примерный план логоритмического занятия с детьми 2-3 лет
1. Вводная часть длится 2 минуты: используются вводные упражнения,
которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью
музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания,
координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2. Основная часть занимает 6 минут: включает в себя слушание музыки для
снятия

эмоционального

и

мышечного

напряжения,

пение,

игру

на

музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения
на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения,
упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с
движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие
речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц,
дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного
тонуса.
3.Заключительная часть занимает 2 минуты: упражнения на восстановление
дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные
упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Оценочные мероприятия
В начале учебного года проводится диагностика неречевых психических
функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) с целью исследования
состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма,
умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой
моторики.
Результаты

диагностики

учитываются

при

составлении

планов

логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное
исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику
изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе
12

логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка
звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую
угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных
движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.
13

Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу
движений, точность движений, темп движений, координацию движений,
переключение от одного движения к другому.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами –
коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин».
Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в
пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
• «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 –
3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
• Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
• Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее
– наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты
заносятся в сводную таблицу.
К концу обучения дети должны уметь:
• Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в
музыкально-образных играх и гимнастике (родители должны воздействовать
на ребёнка словами, жестами и т.п., помогая ему выполнять задания).
• Определять и выражать доступными средствами (словами, рисунками,
жестами) характер музыки или музыкального персонажа.
• Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая
педагогу. Понимать сущность заданий.
14

• Общаться в диалоге с педагогом (родителем).
• Проявлять знание последовательности движений, (даже если это
повтор за педагогом) - слов в каждом конкретном задании и подчинять этому
свои движения.
• Знать и стараться выполнять пальчиковые фигуры с помощью
направляющих движений родителей.
• Уметь извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках; знать
их названия и тембры.
Организационно-педагогические условия
Содержание коррекционной работы по устранению недостатков в
речевом развитии обеспечивается за счет созданных организационных и
педагогических условий:
1. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для
речевого развития детей.
2. Оформление речевой зоны для детей. Коррекционный уголок (речевая зона)
представляет собой специальное пространство, в состав которого входят
стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и
наглядный материал. Игровой материал подбирается в нарастающей сложности и
заменяется или пополняется еженедельно.
3. Пополнение картотеки пальчиковых игр для развития мелкой моторики
руки, гимнастики для губ, щек, языка для развития

артикуляционной

моторики, дыхательной гимнастики.
4. Приобретение интерактивных развивающих игр «Мерсибо», направленных
на развитие фонематического слуха, зрительной слуховой памяти, мышления,
музыкальных записей.
5. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр, физминуток.
Форма и режим занятий
Форма обучения – очная, под групповая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, их продолжительность по времени
15

составляет 10 минут. Программа рассчитана на 1 год.
Материально-техническое обеспечение
Наименование
№
Оборудование
Магнитофон
1.
Флеш-карта
2.
СD - диски
1.
«Новые песенки для занятий в логопедическом
детском саду»
2.
«Потанцуем, малыш. Любимые мелодии»
3.
«Светит месяц. Любимые мелодии»
4.
«Веселый праздник. Любимые мелодии»
5.
«Пять поросят» С. и С. Железновы. Музыка с
мамой. С 2 до 6 лет.
6.
Овчинникова Т.С. Логопедическиераспевки.
7.
«Малыш в лесу. Волшебные голоса природы»
Успокаивающая музыка для мам и малышей.
8.
«Малыш и мама. Волшебные голоса природы»
Успокаивающая музыка для мам и малышей.

16

Количество
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Литература
Список методической литературы

1.

1. Баркан. А.И., Ребёнок в детском саду; - М, 2003.
2. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для
студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; - М,
1985.
3. Дмитриева. Н.А., Как разработать программу дополнительного
образования детей в дошкольном образовательном учреждении: Методическое
пособие для руководителей и педагогов ДОУ; - Тюмень, 2004.
4. Захаровская. А.Б., Садретникова. Г.Ф., Профилактика, раннее
выявление и преодоление недоразвития речи у детей дошкольного возраста:
Методические рекомендации; - М, 1989.
5. Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: Методическое
пособие; - М, 2005.
6. Оганесяс. А.К., Логоритмика; - М.С.Г.И, 2000.
7. Тимофеева. Е.Ю., Чернова. Е.И., Пальчиковая гимнастика; - СПб,
2006.
8. Шашекина. Г.Р., Логоритмика; - М, Владос, 2005.
2. Список музыкальной литературы
1. Боромыкова. Т., Музыкальная коррекция речи; - М, 2003.
2. Вейс. П. Ступеньки в музыку; - М, 1982.
3. Гаврищева. Л.Б., Нищева. Н.В, Логопедические

распевки,

музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры; - СПб, 2005.
6. Гоголева. М. Ю., Логоритмика в детском саду; - Ярославль, 2006.
7. Картушина. М.Ю. Конспекты логоритмических занятий; - М, 2005.
8. Макшанцева. Е.Д., Скворушка: Музыкально - речевые игры; - М, 1993.
9.

Михайлова. М.А., Воронина. Н.В., Танцы, игры, упражнения для

красивого движения: Методическое пособие для музыкальных работников; Ярославль, Академия Холдинг, 2000.
10. Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: практическое
пособие; - М, 2005.

17

Приложение
Логоритмические упражнения
1. Дождик
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, еще один прыжок.
Очень медленно сперва. 4 прыжка.
А потом, потом, потом и
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом,
2. Листья
Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в
стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.
Н. Нищева
3. Осенью
Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают
вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

18

Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.
Н. Нищева
4. За грибами
Все

зверюшки

на

опушке Дети

идут

в

хороводе.

Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.
Рыжики срывали. Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые
Лисички собирала. грибы.
Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемыегрибы.
Искали опятки.
Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правойногой.
Мухомор раздавил.
Н. Нищева
5. Садовник
Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажают в нее куст.
Яблони белили мы Движение правой рукой вверх-вниз.
Известью, белилами.
Починили мы забор, Имитируют удары молотком.
19

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок.
Ведут диалог.
-Ты скажи, Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
-Дам в награду На каждое название фруктов загибают
Слив лиловых, по одному пальцу на обеих руках, начиная, с больших.
Груш медовых, Самых крупных
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
Г. Сатир
6. Овощи
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в
Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с
Поиграть решили в прятки, завязанными глазами.
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их
20

Ну а ты иди искать. ищет.
7. Ёжик и барабан
С барабаном ходит ежик, Дети маршируют по кругу, изображая
Бум-бум-бум! игру на барабане.
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, Подносят ко рту то одной, то другой
Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко.
Барабан в саду забыл он, Разводят руками.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, выполняют прыжки на
Бум-бум-бум! месте.
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, Приседают, сделав «ушки» из ладошек.
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
8. Капуста
21

Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по
Раздается в доме стук. столу.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, Хватательные движения обеими руками.
Посолили Указательный и средний пальцы трутсяо большой.
И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.
Н. Нищева
9. За малиной
За малиной в лес пойдем, Дети водят хоровод, взявшись за руки.
в лес пойдем.
Спелых ягод наберем, наберем. Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая
ягоды.
Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками вверх.
А в лесу тропинка. Наклоняются и пытаются достать пол.
Сладкая ты моя, Идут по кругу, взявшись за руки.
Ягодка-малинка.
Русская народная песня
10. По ягоды
Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держа руки на поясе.
Много клюквы нашли. Наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги,
не сгибая колен.
22

Раз, два, три, четыре, пять, Опять идут по кругу.
Мы опять идем искать. Наклоняются, левой рукой касаются носка правой
ноги, не сгибая колен.
В. Волина
11.Мишка-косолапый
Мишка косолапый по лесу идет,
(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет.
(Приседаем - собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - топ! (Топаем ногой)
12. Заинька-серенький
Зайчик серенький сидит (Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так (Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,

23

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.(Прыгаем, как зайчик)
13. Зайки
По лесной лужайке
Разбежались зайки.(Бежим на месте)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок, (Приседаем)
Роют лапкой корешок. (Показываем ручкой, как роют зайки)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (Снова поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)
14. Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается
отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз,
затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно
обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко,
можно выполнять упражнение по логоритмике "Ладошки".
«Ладошки»
Ладошки вверх!
(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз!
(Переворачиваем ладони)
24

А теперь их на бочок!
(Ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(Зажимаем ладони в кулаки).
15. Лады-лады
Ой, лады, лады, лады!
(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды!
(Мотаем головой)
Часто умываемся,
(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)
Маме (папе, бабе) улыбаемся!
(Улыбаемся, разводим руки в стороны).
15. Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком
нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут
более осмысленные и понятны малышу.
Капуста
Мы капусту рубим, рубим!
(Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и
вниз – если левая рука вверху, правая внизу)
Мы капусту солим, солим!
(Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и
средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)
25

Мы капусту трём, трём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем
кулачки друг о друга)
Мы капусту жмём, жмём!
(Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в
стороны, то собираем в кулак)
– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!
16. Цветы
Наши красные цветки
(Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки
складываем ковшиком)
Распускают лепестки. (Пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Шевелим пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки. (Снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают,
(Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)
И тихо засыпают.(соединенные кисти рук подкладываем под голову)
17. Машина
Би-би-би Гудит машина. (Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой)
26

Тук-тук-тук Мотор стучит. (Хлопаем в ладоши)
- Едем, едем, едем, едем,
Он так громко говорит. (Ритмично топаем ногами)
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу Они шуршат. (Потираем ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та Вперед спешат. (Показываем ручками, как крутятся колесики)
18. Дождик
Майский вдруг закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап. (Ритмично щелкаем пальцами рук)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так. (Ритмично притопываем)
Ветер шелестит листвой.
Ш-ш-ш-ш. (Ритмично потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под травой.
Тш-тш-тш-тш.
(Ритмично потираем ладонями о колени)
Дождь сильнее застучал.
27

Тук-тук-тук-тук.
(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. ( Хлопаем в ладоши)
19. Лужи
Шлеп-шлеп-шлеп —
Иду по лужам. (Ритмично постукиваем ладонями по ногам)
Хлюп-хлюп-хлюп —
Вода в ботинках. (Притопываем ногами)
Кап-кап-кап —
Мне зонтик нужен.
(Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным
движением рук сверху вниз)
Оп-оп-оп —
Вода по спинке.
(Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям)
Буль-буль-буль —
Упала шапка. (Приседаем)
Ой-ой-ой, кругом вода. (Кружимся)
Да-да-да, себя так жалко. (Киваем головой)
Одевайтесь в дождь всегда!

28

20. Заботливое солнышко
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
(Ритмично скрещиваем руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи. (Плавно покачиваем руками вверху)
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (Потираем щеки)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. (Постукиваем пальцем по носу)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!
21.Непослушная неваляшка
Кукла неваляшка встала, не лежит.
Сильно раскачалась, весело звенит. (Ритмично покачиваемся из стороны в
сторону)
Дили-дили-дили-дон Раздается всюду звон.
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.
Слышен Лены громкий плач. (Качаем «куклу» на руках)
Неваляшка все не спит,

29

Не ложится, не сидит. (Делаем наклоны туловища вперед)
Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом.
Закрутилась вдруг волчком. (Кружимся)
Лена плакать перестала
И сама качаться стала. (Хлопаем в ладоши)
22. Игра «Гоп-гоп»
Ребенок сидит на коленях к вам лицом. Подбрасывайте его в разном ритме.
Гоп-гоп, гоп-гоп,
Конь пошел в галоп.
Подбрасываем ребенка размеренно, в ритме слов (8 раз).
Напою коня лихого,
Сам прибью ему подкову.
Подбрасываем на каждый слог (16 раз).
Гоп-гоп, гоп-гоп,
Конь пошел в галоп.
Ритм такой же, как и в начале.
23. Игра «Паровоз»
Ребенок сидит на коленях лицом к взрослому.
Берем его ручки в свои. Делаем движения взад-вперед, подражая паровозу,
легонько подбрасываем на коленях.
Вот поезд наш едет,

30

Колеса стучат.
Так-так-так-так. Медленно двигаем ручками.
Все колесики стучат.
Так-так-так, так-так-так.
Паровоз идет потише,
Быстро двигаем ручками на каждый ударный слог.
Остановка значит ближе.
Движения замедляются.
Ду-ду! Ду-ду!
Поднимаем одну ручку ребенка вверх. Делаем короткие движения вверх-вниз.
Стоп!
Ручки опускаются.
24. Игра «Деревцо»
Дует ветер нам в лицо.
Махать руками ребенка ладошками к себе.
Закачалось деревцо.
Поднять ручки ребенка вверх и покачать ими из стороны в сторону.
Ветерок всё тише-тише,
Плавно опустить руки ребенка.
Деревцо всё выше-выше.
Поднять ручки малыша и потянуть легонько вверх.
31

25. Мышки
Вышли мышки как-то раз(шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мышки дернули за гири.
(движения руками сверху вниз)
Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)
Побежали мышки вон (бегут)
26. Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.(делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.(хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.(прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
32

Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
27. Ножки, ножки бежали по дорожке.(просто побегать)
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прибежали на лужок,
Потеряли сапожок.
(прыгать на двух ногах, а на последних словах присесть на корточки и
повернуться то в одну, то в другую сторону, будто ищешь сапожок)
28. Где же наши ручки?
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? (прячем руки за спину)
Раз, два, три, четыре, пять Покажитесь мне опять! (показываем руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои? (закрываем уши ладошками)
Раз, два, три, четыре, пять Покажитесь мне опять! (показываем ушки)
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? (закрываем глаза ладошками)

33

Раз, два, три, четыре, пять Покажитесь мне опять! (показываем глаза)
29. Шла коза на каблуках
Шла коза на каблуках
В модных красных сапогах (Идем на носочках)
По дорожке: цок-цок-цок!
Поломала каблучок.
(идем прихрамывая)
Вот коза на одной ножке
Поскакала по дорожке
Прыг-скок, прыг-скок! (скачем на одной ножке)
Вновь сломала каблучок! (осторожно падаем на пол)
Вот коза сняла сапожки,
Зашагала по дорожке:
Топ-топ! Топ-топ!
Как легко без каблуков! (весело шагаем)
30. Принцесса
Шел король по лесу, по лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.(ходим по кругу, взявшись за
руки)
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

34

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!
(выполняем действия по тексту; в конце обнимаемся или целуем в щечки, или
здороваемся за руку)
31. Комары и мошки
Комары и мошки,
Тоненькие ножки (приплясываем, держа руки на поясе)
Пляшут на дорожке.
Ножками - топ-топ! (топаем ножками)
Ручками - хлоп-хлоп! (хлопаем в ладоши)
Близко ночьУлетели прочь! (машем руками, как крыльями)
32. Ветерок
Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу)
Закачалось деревцо (руки вверх, качаем)
Ветерок все тише, тише.(приседаем)
Деревцо все выше, выше.(подпрыгиваем вверх)
33. Мишка с куклой

35

Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри.
И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают - раз, два, три!
Мишке весело, мишке весело,
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой как весело, ой-ой-ой!
Мы попробуем эту полечку,
Эту полечку станцевать.
Разве можем мы, разве можем мы,
Разве можем мы отставать!

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».