Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ПОУ Театральная палитра

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНУРГА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 144
620072 г. Екатеринбург, ул. Сиреневый б-р, 21 А. Конт. тел.: 8 (343) 347-59-40
e-mail: mbdou144@mail.ru, официальный сайт: http://144.tvoysadik.ru
Принято
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «31» августа 2023 года

Утверждено
Заведующим МБДОУ – детского сада
комбинированного вида № 144
________ Маковень С.А.
Приказ № _______________
от «31» августа 2023 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественно-эстетической направленности

«Театральная палитра»
для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет
срок реализации – 4 года (72 ак.ч. в год)

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Царенко Юлия Александровна

Екатеринбург, 2023 г.

1

Содержание
№

Раздел программы

Стр.

Комплекс основных характеристик

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи программы

5

1.3

Содержание общеразвивающей программы

7

1.4

Планируемые результаты

17

II

Комплекс организационно-педагогических условий

17

2.1

Календарный учебный график

17

2.2

Условия реализации программы

20

2.3

Диагностика

22

2.4

Методические материалы

27

Список литературы

27

I

2

I. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Театральная палитра» (далее – программа)
представляет собой государственную услугу дополнительного образования детей старшего
дошкольного возраста, реализуется в МБДОУ – детский сад комбинированного вида №144, г.
Екатеринбург.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста составлена на основе
программы и методических рекомендаций к проведению занятий по театрализованной
деятельности в детском саду Маханевой М.Д., программы «Маленький актёр» для детей 5-7 лет
Григорьевой Т.С., программы социально-эмоционального развития дошкольников «Я – Ты – Мы»
/Сост. О.Л. Князева; пособий «Ребёнок в мире сказок» Власенко О.П. и «Музыкальные сказки»
Гоморева А.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с основными
нормативно-правовыми документами:
1. Приказ № 785-Д от 29.06.2023 «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 27 июля 2022 г. N 629)
3. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и
осуществления образовательной
деятельности
по дополнительным
общеобразовательным программам»;
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
7. Методические рекомендации по организации НОК дополнительного образования детей
(письмо Мин. образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09);
8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года
№32 «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590–20);
9. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
10.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 октября 2013г. № 1155;
11.
Уставом и локальными актами МБДОУ – детский сад комбинированного вида №
144.
Направленность
Программы:
художественно-эстетическая;
ориентирована
на
всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Цели и задачи
данной программы соответствуют требованиям статьи 75 ФЗ от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ и
не нацелена на достижение предметных результатов освоения ОП ДО.
3

Образовательная деятельность по программе направлена на:
 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания;
 формирование и развитие творческих способностей;
 удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном,
художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию свободного времени;
 адаптацию к жизни в обществе;
 профессиональную ориентацию;
 выявление, развитие и поддержку воспитанников, проявивших выдающиеся
способности;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
Новизна программы и ее актуальность
Концепция дошкольного образования построена на самоценности периода дошкольного
детства, развитии индивидуальности, самобытности и субъектности каждого ребёнка.
Театрализованная деятельность — самый распространенный вид детского творчества, он близок и
понятен ребенку. Благодаря театру ребенок самовыражается, познает целостную картину мира,
открывает горизонты незнакомых событий и явлений, происходит формирование духовночувственного познания, малыш учится преодолевать робость, неуверенность в своих силах,
воспитывается ответственность перед участниками образовательных отношений. Главным
помощником в организации театрализованной деятельности выступает игра. Л.С.Выготский
определил игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает, что
ведущая деятельность должна составлять основу содержания жизни самих детей. Таким образом,
погружение в театрализованную деятельность посредством игровых технологий для воспитанника
проходит легко и непринуждённо. Важнейшим в детском творческом театре является процесс
репетиций, процесс творческого проживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку
именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается
символическое мышление, формируется двигательный эмоциональный контроль. Происходит
усвоение социальных норм поведения, формируются высшие психические функции. Ребёнок
учится сопереживать, видеть в мире красоту, а значит понимать ценность и уникальность каждой
жизни на нашей планете.
Отличительные особенности данной программы заключается в возможности интеграции
театральной деятельности с современной мульт-студией и возможностью использования
современной СТЕМ-техники в постановке и распространении спектаклей.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности с
художественно-эстетической направленностью. Общеразвивающий процесс выстроен с учётом
психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста. В процессе театрального
погружения предусмотрено поэтапное использование отдельных видов творческой деятельности:
музыкальной, танцевальной, игровой. Обязательным элементом является развитие речевой и
моторных сфер малыша. В программе предусмотрен личностно-ориентированный подход и
возможна реализация индивидуальных маршрутов.
4

Принципы проведения образовательной деятельности:

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построено по принципу
дидактики (от простого к сложному).

Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение кругозора, на развитие
патриотических чувств и познавательных процессов.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
Всестороннее развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством
театрализованной деятельности.
Для осуществления данной цели выдвигаются следующие задачи:
Образовательные
• Познакомить детей дошкольного возраста с различными видами театров: кукольный,
музыкальный, театр теней и др.
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о
театре, его истории, устройстве, атрибутах и др.
• Совершенствовать навыки актерского мастерства и сценического искусства.
• Формировать навыки ораторского мастерства и самопрезентации.
Развивающие
• Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
• Развивать у детей воображение, пространственно-временные навыки, умение перевоплощения.
• Развивать у воспитанников речевые и моторные процессы, высшие психические функции.
Воспитательные
• Обогащать ощущение всей полноты и значимости жизни.
• Воспитывать чувства: прекрасного, ответственности и самоконтроля.
Адресат программы:
- Дополнительная общеразвивающая программа адресована для детей 5-7 лет.
- Возможность освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
- В соответствии с особенностями контингента воспитанников МБДОУ-детский сад
комбинированного вида № 144, в программе предусмотрено создание специальных условий для
получения образования воспитанникам с ТНР.
- Занятия в объединениях с воспитанниками с ОВЗ могут быть организованы как совместно с
другими воспитанниками, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному
плану. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
воспитанников с ОВЗ.
Уровень ДОП: стартовый (ознакомительный)
Возраст детей: Дополнительная общеразвивающая программа адресована для детей 5-7
лет.
На весь период обучения запланировано следующее количество учебных часов в год:
Первый год обучения (старшая группа) – 30 часов.
Второй год обучения (подготовительная группа) – 36 часов.
Срок реализации программы рассчитан на 4 года обучения с учетом возрастных
особенностей детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).
5

На весь период обучения запланировано следующее количество занятий:
Первый год обучения (старшая группа) – 72 занятий в год.
Второй год обучения (подготовительная группа) – 72 занятий в год.
Формы и режим занятий
Форма реализации: очная
Формы организации деятельности направлены на решение конкретных задач и стимулируют
развитие потенциального творчества и способностей каждого ребенка, обеспечивающие его
готовность к непрерывному образованию.
Режим занятий:
Занятия проводятся в рамках проектной деятельности один раз в неделю во второй
половине дня в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, возрастом
воспитанников, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, утверждённых
руководителем образовательной организации.
- Старшая группа - 25 мин (дети 5-6 лет).
- Подготовительная группа - 30 мин (дети 6-7 лет).
Формы подведения итогов: отчётные театрализованные выступления в ДОУ.
Особенности реализации программы для детей 5 – 7 лет
Программа строится на следующих основаниях:
- соответствие программы формам дополнительного образования возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность;
- творческий и продуктивный характер;
- открытый характер реализации;
- адаптированность для детей с ОВЗ.
Программой предусмотрено участие в сетевых проектах (конкурсах, фестивалях и др.), для
детей старшего дошкольного возраста, с целью распространения результатов и продуктов детской
деятельности.
Особенности реализации программы для детей с ОВЗ
Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
 адаптация содержания теоретического материала в текстовом / аудио- / видеоформате
в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий,
облегчающих
работу
с
данным
теоретическим
материалом
(восприятие/воспроизведение);
 использование средств альтернативной коммуникации;
 преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий,
зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде
обучения;
 стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных
действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о
возникающих проблемах);
 обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание
инструкций, коротких и ясных по содержанию);
 нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога инструктора);
расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за
счет освоения специальной терминологии;
6

Основные направления программы:
Основы
театральной
культуры

Эмоциональнообразное
развитие

Призвано
обеспечить
условия
для
овладения
дошкольниками
элементарными
знаниями о
театральном
искусстве

Включает
в себя
комплексные
ритмические,
музыкальные,
пластические игры
и упражнения,
направленных
развитие свободы
и выразительности
телодвижений

Художественноречевая
деятельность

Основы
коллективной
творческой
деятельности
игры и упражнения,
направлено
направленные на
на развитие
совершенствование
игрового
речевого дыхания, поведения детей,
развития
формирование
артикуляционного
навыков и
аппарата, средств умения общения,
интонационной
логичного
выразительности
словестного
оформления
высказывания

Сценическое
мастерство

разучивание
текстов;
поиск
музыкального
решения;
постановка
танцев для
готовой
театральной
зарисовки

Условия реализации программы
Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального отбора,
по возрастному признаку – дошкольники. Главным условием является желание ребенка
заниматься театральным искусством. Зачисление в группы производится с обязательным условием
– написания заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся),
подписание согласия на обработку персональных данных.
1.3 Содержание программы
Календарно-тематическое планирование (первого год обучения)

7

№
п/п

Название раздела, темы

Колво

Часть

Содержание

Формы
контроля

Вводное занятие
Наш любимый зал опять очень рад
ребят встречать
Занятие-обучение
Раз, два, три, четыре, пять – вы
хотите поиграть

2

Теоритическая
Практическая

Опрос

2

Теоритическая
Практическая

1. Первое посещение детьми театральной
комнаты (зала) в новом учебном году (беседа);
2. Игра «Назови свое имя ласково»
1. «Театральная разминка», презентуй себя
2. Конкурс на лучшую драматизацию сказки
«Курочка Ряба».

3

Общеразвивающее занятие
Игровой урок

2

Теоритическая
Практическая

4

Развивающее-обучающее занятие
Одну простую сказку хотим мы
показать

2

Теоритическая
Практическая

5

Интегрированное занятие
Пальчиковые игры
Занятие-сказка
Постучимся в теремок

2

Теоритическая
Практическая
Теоритическая
Практическая

7

Занятие-театрализация
Чужим дверь не открывай, лучше
взрослых позови

2

Теоритическая
Практическая

8

Занятие-конструирование
Строит козочка свой дом, жить
уютно будет в нём

2

Теоритическая
Практическая

1

2

6

2

1. Сюрприй момент
2. Игры на выразительность жестов, мимики,
голоса
1.Введение понятия пантомима,
пантомимическая игра
2.Творческая игра: «Что это за сказка?»
1.Игровые пальчиковые упражнения
2.Пальчиковые игры-инсценировки
1.Игра-загадка: « Узнай кто это?»
2.Знакомство с русской народной сказкой «Волк
и семеро козлят»
3.Этюды на расслабление и формирование
творческой фантазии
1.Упражнения-этюды, отражающие образы
персонажей сказки и предметов
2.Упражнения-зарисовки на изменение сюжета
знакомой сказки
1.Конструктивно-творческая деятельность,
конструирование бутафории для этюдов
2. Инсценировки-одушевления предметов
мебели

8

Умение понимать
инструкцию.
Правильность
выполнения задания
Качество выполнение
задания
Оценка творческих
способностей
Качество мелкой
моторики
Умение работать парами
и тройками

Оценка творческих
способностей, усвоение
правил поведения в
театре
Умение перевоплощения

9
10

11

12

13

14

Занятие-обучение
Серый волк пришёл к козлятам
Занятие-обучение
Игра спектакль

2

Развивающее-обучающие занятие

2

Работа над мелодикоинтонационной стороной речи
Обучающее занятие
Ритмические зарисовки

Развивающее-обучающее занятие
Рассказ о любимой игрушке и
этюды
Развивающее обучающее занятие

2

Занятие-сказка

1.Игра: «Угадай героя»
2.Заучивание текста
Подготовка сцен
Репетиции и представление театрализованной
зарисовки

Теоритическая

1.Погружение в сказочную ситуацию
2.Вводим понятие – скороговорки
3.Игра-упражнение «Едем на паровозе»

Практическая
2

Теоритическая

1.Повторяем понятие – скороговорки
2.Вводим понятие-рифма
3.Тренировочные упражнения по подбору рифм
1-2 строчек
1.Погружение в сказку: дети с помощью
взрослого придумывают сказки
2.Интонационные упражнения
1.Знакомство с русской народной сказкой
«Без друзей не прожить»
2.Погружение в сказку
3.Интонационные упражнения
1.Упражнение перед зеркалом на развитие
мимики
2.Драматизация сказки
3.Постановка танца
1.Отработка мелодико-интонационной стороны
речи
2.Отработка музыкально-танцевального
сопровождения
Представление мини-спектакля в детском

Практическая

2

Теоритическая
Практическая

2

Теоритическая

Горбится Петенька красой, ног не
чует под собой
15

Теоритическая
Практическая
Теоритическая
Практическая

Практическая

2

В сети филин к нам попался

Теоритическая
Практическая

16

Общеразвивающее занятие
Репетиции по театральной
зарисовке

2

Теоритическая
Практическая

17

Занятие-выступление

2

Теоритическая
9

Умение перевоплощения
Умение сотрудничать,
уважать мнение
партнёра, творческие
способности
перевоплощения
Четкость дикции

Творческие способности

Чёткую дикцию

Умение отстаивать своё
мнение, инициативность

Умение передачи
игрового образа,
мелодико-ритмических
способностей
Умение коллективной
работы

Сценические навыки

18

19

20

Театрализованная зарисовка
Общеразвивающее занятие
Сочиняем новую сказку

Развивающее обучающее занятие
Весёлые стихи читаем и словорифму добавляем
Общеразвивающая игра

2

2

Теоритическая
Практическая

2

Теоритическая

Сказки сами сочиняем, а потом в
них поиграем
21

Занятия – театрализованные этюды

Практическая

2

Наши эмоции
22

Занятие-представление

Общеразвивающее занятие

2

Занятие - беседа

2

Занятие-диалог

2

Общеразвивающее занятие

Теоритическая
Практическая

2

Не рубите сгоряча
26

Теоритическая
Практическая

Что такое здесь случилось, всё
вокруг переменилось
25

Теоритическая

коллективе
1.Знакомство со сценарием Т.Караманенко, С.
Преображенского «Кабризуля»
2.Беседа по содержанию
3.Сочинение продолжения сказки
1.Погружение в сказку «Капризуля» сценарий
2.Беседа по сказке
1. Погружение в сказку, придуманную детьми
2. Пантомимическая игра «Узнай героя»
3. Игра: «Найди рифму»
4. Драматизация сказки
1. Игра-пиктограммы эмоций
2.Эмоциональные этюды
3.Обыгрывание сказки
Представление спектакля зрителям

Творческие способности

Лексико-грамматическая
сторона речи
Творческие и актёрские
способности

Эмоциональный портрет

Творческие навыки

Практическая

Расшифруй эмоции
24

Теоритическая
Практическая

Театрализованная зарисовка
23

Практическая
Теоритическая
Практическая

Теоритическая
Практическая

2

Теоритическая

10

1.Беседа
2.Игра: «Угадай эмоцию »
(испорченный телефон)
1.Знакомство с современной сказкой на
экологическую тему: «Береги красу земли»
2.Беседа о важности сохранения окружающей
среды
1.Упражнение: «Изобрази настроение»
2.Упражнение: «Это роль для меня»

Эмоциональный портрет

1.Рассказ из личного опыта

Формирование лексико-

Межпредметные знания

Подбор аргументов для
отстаивания
собственных позиций

Друг всегда придет на помощь
27

Интегрированное занятие

2

Спасение природы
28

Занятие представление

2

Театрализованная зарисовка
29

Занятие-импровизация

Занятие -импровизация

2

2

Театрализованные импровизации
31

Общеразвивающее обучающее
занятие

2.Беседа о сказках

грамматических навыков

Теоритическая

1.Создание атрибутов сказки

Практическая

2.Отработка речевого материала

Формирование высших
психических функций

Теоритическая

Представление театрализованной зарисовки для
зрителей

Творческие способности

Теоритическая

1.Знакомство с театром теней

Творческие способности

Практическая

2.Импровезации

Теоритическая

1.Звакомство со «Свободным театром»

Практическая

2.Импровизации с помощью самодельных героев

Теоритическая

1.Чтение сказки С. Маршака: «Кошкин дом»
2.Беседа, построенная на анализе произведения

Предпосылки
аналитических
способностей

Практическая

Театрализованные импровизации
30

Практическая

2

Тили-тили-бом

Практическая

Творческие способности

32

Занятие-этюды
Кошка, кот, котята - все такие
разные

2

Теоритическая
Практическая

1.Игры на развитие дикции
2.Игры этюды: придумывание детьми этюдов с
героями произведения (сохраняя основные
черты характера)

Творческие способности

33

Обучающее занятие
Праздник в доме кошки
Интегрированное
Музыкальное сопровождение

2

Теоритическая
Практическая
Теоритическая
Практическая

1.Беседа о выборе ролей и защита своего мнения
2.Погружение в произведение, заучивание текста
1.Постановка танца
2.Разучивание текста

Формирование высших
психических процессов

Интегрированное
Подготовка театрализованной
зарисовки
Занятие

2

Теоритическая
Практическая

Репетиционная работа

Формирования
мелодико-ритмичной
стороны речи
Творческие способности

2

Теоритическая

Представление театрализованной зарисовки

Творческие способности

34

35

36

2

11

представление
Театрализованная зарисовка

зрителям
Практическая

Всего 30 часов
1 занятие 25 минут
№
п/п
1

2

3

Название раздела, темы
Вводное занятие
Наш любимый зал опять очень рад
ребят встречать
Общеразвивающее обучающее
занятие
Раз, два, три, четыре, пять – вы
хотите поиграть
Занятие-импровизация

Теоритическая часть 6 часов
Практическая часть 24 часа
Учебный план (второй год обучения)
Колво
2

2

2

Игровой урок
4

5

Общеразвивающее занятие
Одну простую сказку хотим мы
показать

2

Интегрированное занятие

2

Развивающее обучающее занятие
Чудесный лес

Содержание

Теоритическая
Практическая

Беседа о роли театральной деятельности
в жизни человека, знакомство с вновь
пришедшими
Теоритическая1. 1.Игра «Театральная разминка», презентуй
выбранный предмет
2. Конкурс на лучшую драматизацию
Практическая
сказки «Колобок»
Теоритическая
1.Сюрприй момент
2. Импровизации с двумя предметами
Практическая
Теоритическая
Практическая

Пальчиковые игры
6

Часть

Теоритическая
Практическая

2

Теоритическая
Практическая

12

Формы
контроля
Опрос

Умение понимать инструкцию.
Правильность выполнения
задания
Качество выполнение задания

1.Введение понятия театрализованного
образа
2.Творческая игра: «Кто или что?»

Оценка творческих
способностей

1.Игровые пальчиковые упражнения
2.Пальчиковые игры-инсценировки

Качество мелкой моторики

1.Игра-загадка: « Узнай кто это?»
2.Знакомство с водевилем «Зайкавыдумщик»
3.Этюды на расслабление и
формирование творческой фантазии

Умение работать подгруппой

7

Занятие-фантазия

2

Эх, прокатиться бы сейчас

Теоритическая
Практическая

1.Упражнения-этюды, отражающие
образы персонажей сказки и предметов
2.Упражнения-зарисовки на изменение
сюжета знакомой сказки
1.Конструктивно-творческая
деятельность, конструирование
бутафории для этюдов
2. Инсценировки-одушевления
предметов мебели
1.Игра: «Угадай героя»
2.Заучивание текста

Оценка творческих
способностей, усвоение правил
поведения в театре

Подготовка сцен
Репетиции и представление
театрализованной зарисовки
Представление театрализованной
зарисовки зрителям

Умение сотрудничать, уважать
мнение партнёра, творческие
способности перевоплощения

8

Интегрированное занятие
Конструирует заяц самокат

2

Теоритическая
Практическая

9

Заяц огорчил друзей

2

Теоритическая

10

Интегрированное занятие
Игра спектакль

2

Практическая

11

Занятие-представление
Театрализованная зарисовка

2

Теоритическая
Практическая

12

Общеразвивающее занятие
Работа над мелодикоинтонационной стороной речи

2

Теоритическая
Практическая

1.Погружение в сказочную ситуацию
2.Вводим понятие – потешки
3.Игра-упражнение «Едем на паровозе»

Четкость дикции, понимание
смысла

13

Общеразвивающие занятия

2

Теоритическая

1.Повторяем понятие – потешки
2.Продолжаем работу по подбору рифм
3.Тренировочные упражнения по подбору
рифм 1-2 строчек
1.Погружение в сказку: дети с помощью
взрослого придумывают сказки
2.Интонационные упражнения
1.Знакомство со сказкой К.И. Чуковского
«Муха-Цокотуха»
2.Погружение в сказку

Творческие способности

Ритмические зарисовки

14

15

Развивающее обучающее занятие
Рассказ о предложенной
педагогом игрушке и этюды
Обучающее занятие
Пошла муха на базар и купила
самовар

Практическая

2

Теоритическая
Практическая

2

Теоритическая
Практическая

13

Умение перевоплощения

Умение перевоплощения

Творческие способности

Чёткую дикцию

Умение отстаивать своё
мнение, инициативность

3.Интонационные упражнения
16

Интегрированное

2

Встреча гостей

17

18
19

Практическая

Интегрированное занятие
Репетиции по театральной
зарисовке

2

Занятие-представление
Театрализованная зарисовка
Занятие-импровизация

2

Развивающее обучающее занятие

2

Общеразвивающее занятие

22

Весёлые стихи читаем и словорифму добавляем
Занятие-этюды
Сказки сами сочиняем, а потом в
них поиграем

Теоритическая
Практическая
Теоритическая
Практическая

2

Рой работать тяжело

21

Теоритическая
Практическая

Сочиняем новую сказку
20

Теоритическая

Теоритическая
Практическая

2

Теоритическая
Практическая

2

Теоритическая
Практическая

14

1.Упражнение перед зеркалом на развитие
мимики
2.Драматизация сказки
3.Постановка танца

Умение передачи игрового
образа, мелодико-ритмических
способностей

1.Отработка мелодико-интонационной
стороны речи
2.Отработка музыкально-танцевального
сопровождения
Представление мини-спектакля в детском
коллективе
1.Планирование этюдов с героями сказки
«Муха-Цокотуха»
2.Ипровизация с героями произведения
1.Знакомство с русской народной сказкой:
«Как Арина и Акулина овёс поливали»
(сценарий Ю. Николаева)
2.Беседа по содержанию
3.Сочинение продолжения сказки
1.Погружение в сказку «Как Арина и
Акулина овёс поливали»
2.Беседа по сказке

Умение коллективной работы

1.Погружение в сказку, придуманную
детьми
2.Пантомимическая игра «Узнай героя»
3.Игра: «Найди рифму»
4.Драматизация сказки

Творческие и актёрские
способности

Сценические навыки
Творческие способности

Творческие способности

Лексико-грамматическая
сторона речи

23

Общеразвивающее занятие

2

Наши эмоции
24

Интегрированное занятие

Практическая
2

Мы танцуем и поем
25

Занятие-представление

26

Театрализованная зарисовка
Общеразвивающее занятие

Развивающее обучающее занятие

Теоритическая
Практическая

2

Теоритическая

2

Практическая
Теоритическая

Расшифруй эмоции
27

Теоритическая

Практическая
2

Что такое здесь случилось, всё
вокруг переменилось

Теоритическая
Практическая

28

Занятие-диалог
Он по улице бежит

2

Теоритическая
Практическая

29

Занятие-беседа

2

Теоритическая

30

Друг всегда придет на помощь
Общеразвивающее занятие
Надо, надо умываться…

2

1.Игра-пиктограммы эмоций
2.Эмоциональные этюды
3.Обыгрывание сказки
1.Подготовка танцев для спектакля
2.Подготовка музыкального
сопровождения
Представление спектакля зрителям

Эмоциональный портрет

1.Беседа
2.Игра: «Угадай эмоцию »
(испорченный телефон)
1.Знакомство со стихотворением К.И.
Чуковского: «Мойдодыр»
2.Беседа о важности соблюдения личной
гигиены
1.Упражнение: «Изобрази настроение»
2.Упражнение: «Это роль для меня»

Эмоциональный портрет

Творческие навыки

Знания личной гигиены

Практическая
Теоритическая
Практическая

1.Рассказ из личного опыта
2.Беседа о сказках

Подбор аргументов для
отстаивания собственных
позиций
Формирование лексикограмматических навыков

1.Создание атрибутов сказки
2.Отработка речевого материала

Формирование высших
психических функций

31

Занятие представление
Театрализованная зарисовка

2

Теоритическая
Практическая

Представление театрализованной
зарисовки для зрителей

Творческие способности

29

Занятие-импровизация

2

Теоритическая

1.Расширение представлений о театром
теней
2.Импровезации

Творческие способности

Театрализованные импровизации

Практическая

15

30

Занятие -импровизация

2

Театрализованные импровизации
31

Обучающее занятие

Практическая
2

Тили-тили-бом

32

Занятия-этюды

Теоритическая

Теоритическая
Практическая

2

Белка, ёж, медведь, лиса – красота
у всех своя

Теоритическая
Практическая

33

Занятие-диалог
Рассудите это спор

2

Теоритическая
Практическая

34

Интегрированное занятие

2

Теоритическая

2

Практическая
Теоритическая

Музыкальное сопровождение
35

36

Интегрированное занятие
Подготовка театрализованной
зарисовки
Занятие-представление
Театрализованная зарисовка

1.Звакомство со «Свободным театром»
(из подручных материалов)
2.Импровизации с помощью самодельных
героев
1.Чтение сценария В. Степанова: «Самая
красивая»
2.Беседа, построенная на анализе
произведения
1.Игры на развитие дикции
2.Игры этюды: придумывание детьми
этюдов с героями произведения (сохраняя
основные черты характера)
1.Беседа о выборе ролей и защита своего
мнения
2.Погружение в произведение, заучивание
текста
1.Постановка танца
2.Разучивание текста

Творческие способности,
нестандартное мышление

Предпосылки аналитических
способностей

Творческие способности

Формирование высших
психических процессов

Формирования мелодикоритмичной стороны речи

Репетиционная работа

Творческие способности

Представление театрализованной
зарисовки зрителям

Творческие способности

Практическая
2

Теоритическая
Практическая

Всего 36 часов

Теоритическая часть 9 часов 20 минут

1 занятие 30 минут

Практическая часть 16 часов 40 минут

16

1.4 Планируемые результаты
Направления
Основы
театральной
культуры

5-6 лет
Интересуется театральной
деятельностью; проявляет,
полученные знания и навыки в
театрализованной деятельности

Речевая
культура

Понимает главную идею
литературного произведения, дает
словесные характеристики главных и
второстепенных героев; выделяет и
может охарактеризовать единицы
литературного изведения
Владеет знаниями о различных
эмоциональных состояниях и может
их продемонстрировать; использует
мимику,
жест, позу, движение
Проявляет согласованность действий
с партнерами в коллективной
деятельности

Эмоциональн
о-образное
развитие

Основы
коллективной
творческой
деятельности
Сценическое
мастерство

№
п/п

6-7 лет
Проявляет устойчивый интерес к театральной
деятельности; знает правила поведения в театре;
называет различные виды театра, знает их
различия, может охарактеризовать театральные
профессии
Понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает
подробные словесные характеристики своих
героев; творчески интерпретирует единицы сюжета
на основе литературного произведения

Транслирует театральные навыки и
умения частично или в полном
объёме

Творчески применяет в спектаклях знания о
различных эмоциональных состояниях и
характерах героев; использует различные средства
выразительности
Проявляет инициативу, согласованность действий
с партнерами, творческую активность на всех
этапах работы над спектаклем
Транслирует предпосылки импровизации

II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Содержание
Возрастные группы
Старшие

Подготовительные

Количество возрастных групп в каждой
параллели

4

4

2

Продолжительность непрерывной
образовательной деятельности

25 мин

30 мин

3

Объем освоения программы

30 ч

36 ч

4

Срок освоения программы

72 занятия в год

5

Начало и окончание учебного года

(4 сентября 2023 – 31 мая 2024)

6
7

Продолжительность учебного года
Продолжительность учебной недели

37 недель
5 дней

8

Проведение мониторинга

9

Количество занятий в неделю по дополнительной
образовательной программе

Первые две недели,
Последние две недели учебного года
2

1

17

Технологии обучения театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Программу реализуют посредством традиционных методов обучения и авторских
методических технологий.
- Игровые технологии: самостоятельно придумать сюжет для воображаемых игрушек и
обыграть его (О. Лагуткина).
- Технологии моделирования: сочинение сценок с использованием нетрадиционных наборов
кукол для импровизаций разноконтекстных ролей – Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок
(Т. Неменова).
- Элементы сказкотерапии: прослушивание детьми знакомых сказок и придумывание новых
сюжетов для персонажей (О. Лагуткина);
- Ассоциативные технологии: исполнение дошкольником контрастных ролей – старого
медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г. Прима).
Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы
Дети 5-6 лет, приоритетная сфера внеситуативноличностное общение
Развитие положительных межличностных
отношений, чувственной сферы, уверенности в
своих силах
Создание условий для самовыражения и
толерантного отношения к партнёрам
Поощрение детской инициативы и активности
Формирование чувства ценности и значимости
каждого продукта (инсценировки, театральной
зарисовки)

Дети 6-7 лет, приоритетная сфера общее
развитие с элементами обучения
Признание усилий ребёнка, совместный поиск
совершенствования продукт творческой
деятельности
Возможность демонстрации
усовершенствованного продукта творческой
деятельности
Создание проблемных ситуаций для проявления
детской инициативы
Использование элементов наставничества среди
детей

Этапы работы по формированию театральных представлений:
Первый этап
Второй этап
Знакомство дошкольников с
Подгрупповая и индивидуальная
понятием «театр», какие бывают
развивающая работа. Знакомство
виды театров, какие профессии
дошкольников с литературным
есть в театре, многообразием
произведением, сценарием,
видов кукол. Развитие
совместное обсуждение и
эмоционально-чувственной сферы корректировка сюжетных моментов.
воспитанников. Использование
Проведение тренингов на развитие
игровых упражнений с элементами внимания, воображения, силы голоса,
фантазирования для создания
речевого дыхания, выразительности
образа героя. Например:
речи, мимики и жестов,
«Знакомство – дразнилка»,
коммуникативных способностей.
«Поводырь», «Зеркало»,
Работа над ролями, создание
«Звучащие игрушки».
элементов декораций и костюмов
Формирование умений само
презентации.
18

Заключительный этап
Премьера театральной
зарисовки перед
зрителями: педагогами и
воспитанниками ДОУ и
родителями. Возможно
выступление на
запланированных в ДОУ
праздниках

Этапы работы над театральной зарисовкой:
1 этап – выбор литературного произведения совместно с детьми на детском совете.
2 этап – читка и разбор выбранного произведения, обсуждение эпизодов и смыслового
содержания.
3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев.
Создание (возможно с детьми и родителями) бутафории и элементов костюма.
5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций и
музыкальным оформлением. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами реквизита и декораций.
7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией.
8 этап – рефлексия: обсуждение инсценировки с детьми, возможно внесение коррективов.
При
работе
над театральной зарисовкой применяются правила
драматизации, сформулированные Р. Калининой
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго
очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от
его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним
ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же
ребенок, играя во второй раз, может исполнить роль по-другому.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера,
обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к
«проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает
одушевлённых ролей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер,
избушка и т.д., они могут помогать героям или мешать, а могут передавать и усиливать настроение
героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до
тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. После знакомства с литературным произведением для
полного погружения ребёнка в роль необходимо обсудить и разложить элементы образа будущего
героя: его внешность, характер, манеры поведения. На начальном этапе допускается помощь
педагога и ребёнку можно задавать вопросы: Что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что
поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет
сказать? Постепенно воспитанник учится формулировать собственные наблюдения и выводы
относительно литературных героев.
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства
ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто
тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? Если дети готовы
двигаться дальше, выбирается следующее произведение.
Занятия строятся по схеме:
1. Вводная часть. Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на
совместную работу, развить речевые навыки (работа над дикцией и мимикой). Основные виды
работы – повторение скороговорок, мимическая и артикуляционная гимнастика, чтение сказок,
рассказов, стихов, игры.
2. Продуктивная часть. В нее входит художественное слово, объяснение материала,
рассматривание иллюстраций, рассказ педагога дополнительного образования, направленный на
активизацию творческих способностей детей. Особое внимание уделяется элементам
19

театрализованной деятельности: разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие
рассказы с использованием мимики и пантомимики; игры на развитие воображения и памяти –
игры включают в себя запоминание стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов;
ритмопластика.
3. Рефлексия
Продуктивная творческая детская деятельность по создания театральных зарисовок и
бутафории. Получение ребенком положительного эмоционального настроя, поддержка детской
инициативы.
Основные формы и методы работы с детьми:
1.
Музыкально-театрализованные игры на развитие вокально-слуховой и музыкальнодвигательной координации
2.
Рассказы, беседы о театре
3.
Мини-игры на развитие высших психических функций
4.
Детские импровизации, театральные зарисовки и т.п.
Индивидуальные и коллективные творческие задания.
1. Игровые тренинги на развитие психических процессов (внимания, памяти, воображения).
2. Сочинение сказок, придумывание сюжетов.
3. Изготовление атрибутов, костюмов.
4. Постановка спектаклей.
5. Совместное посещение спектаклей и их обсуждение.
6. Просмотр презентаций: «Что такое театр», «Профессии в театре» и т.д.;
7. Просмотр спектаклей;
8. Чтение сценария, обсуждение и распределение ролей.
9. Пробы: вхождение в образ.
10. Режиссерская игра «Покажи сказку» - использование разных видов театра.
11. Показ театральных зарисовок для родителей, детей из других групп детского сада.
2.2 Условия реализации программы
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Важную роль в реализации программы «Театральная палитра» играет тщательно
продуманная и безопасно организованная развивающая предметно-пространственная среда,
которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи программы и применять
личностно-ориентированные технологии обучения.
Создание развивающей предметно-пространственной среды происходит с учетом принципа
интеграции образовательных областей и является:
- содержательно-насыщенной;
- развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе
реализации других областей. Среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот,
20

предоставляет возможности для проявления развития и реализации разнообразных идей.
Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе,
убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него
открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в
стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в
конечном итоге - учит учиться.
Техническое оснащение занятий













Магнитофон, подборка сказок, песен, мелодий
Илюстрации для мини – декораций
Куклы БИ-БА-БО и другие
Театральная ширма;
Декорации к спектаклям
Настольный театр
Пальчиковый театр:
Театр теней
Специальные костюмы для детей;
Декорации, бутафории к спектаклям
Подборка игр
мульт-студия и декорации к ней
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность
ребёнка. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с
родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных
направлениях.
Цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений
с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные
типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права
родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность
ребёнка. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с
родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных
направлениях.
Цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений
с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные
типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права
родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а
также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения
детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
21

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в группе, ДОУ;
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Направление работы
Взаимопознание
и
взаимоинформирование

Непрерывное
образование
воспитывающих
взрослых
Совместная деятельность
педагогов, родителей, детей

Формы взаимодействия с семьей
дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации по
темам: «Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста посредством театрализованной деятельности»; «Здравствуй,
театр!»; «Театр дома»; «Театр для малышей»; «Формирование у детей
способностей к творческому самовыражению и импровизации в
процессе театрально-игровой деятельности»,
родительские собрания, оформление информационных стендов,
создание памяток, переписка по электронной почте родительские,
мастер- классы, игры
Участие в создании декораций к детским спектаклям,
изготовление вместе с детьми костюмов, помощь в заучивании
текстов, семейные гостиные, фестивали, праздники

Кадровые условия
Педагогическая деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программой
осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том
числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных
программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и
отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и
(или) профессиональным стандартам.
При необходимости организуются консультации у педагога-психолога; логопеда для всех
участников образовательных отношений в рамках помощи воспитаннику в реализации
адаптированной части ДОП.
2.3 Диагностика
Формы контроля и подведения итогов реализации результатов:
Эффективность проводимой работы с детьми определяется с помощью диагностической
таблицы, которая предусматривает педагогическую оценку развития навыков театрализованной
деятельности. Основа педагогической - диагностической таблицы, помогает определить уровень
усвоения ребенком знаний и оценить их по трехбалльной шкале.
Итоговая диагностика развития детей в процессе театрализованной деятельности основана на
методике Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания - наблюдение - позволяет выявить как
положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейший план,
наметить перспективу работы всей группы и проведения индивидуальных занятий.
Оценка эффективности работы (диагностика)
Мониторинг детского развития проводится в 2 раза в год (в сентябре, мае). Основная задача
22

мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и
влияние на развитие ребенка.
В процессе обследования используются методы:
- наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной деятельности);
- беседа (в процессе знакомства с новыми художественными произведениями, занятий по
театрализованной деятельности, в процессе индивидуальной работы);
- изучение результатов деятельности (изучение рисунков, конструкций, практических
действий по театрализации), обсуждение нравственно- этических ситуаций из
художественных произведений или из личного опыта.
-проблемная ситуация.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится без прекращения
образовательного процесса. Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ
спектакля.
Мониторинг способствует раскрытию творческих способностей детей. Помогает
воспитателю учитывать:
-индивидуальные социально - психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально - личностного развития;
-интересы, склонности, предпочтения и потребности наличие любознательности и
исследовательского интереса;
-возрастные и полоролевые особенности;
- речевые навыки.
Механизм оценки получаемых результатов.
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на
результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию
коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Разделы
программы

Уровни
освоения
программ
ы
Высокий
3 балла:

1.
Основы
театральной
культуры
Средний
2 балла

Низкий
1 балл

Дети
5 – 6 лет:
Проявляет интерес к
театральной деятельности;
знает правила поведения в
театре; называет
несколько видов театра.
Интересуется
театральной
деятельностью; проявляет,
полученные знания и
навыки в
театрализованной
деятельности.
Не проявляет интереса к
театральной деятельности;
затрудняется назвать
различные виды театра.

23

Дети
6 – 7 лет:
Проявляет устойчивый интерес
к театральной деятельности;
знает правила поведения в
театре; называет различные
виды театра, знает их различия,
может охарактеризовать
театральные профессии.
Интересуется театральной
деятельностью; использует свои
знания в театрализованной
деятельности.

Не проявляет интереса к
театральной деятельности;
затрудняется назвать различные
видытеатра.

2. Речевая
культура

Высокий
3 балла:

Понимает главную идею
литературного
произведения, дает
словесные характеристики
своих героев;
интерпретирует единицы
сюжета на основе
литературного
произведения.
Понимает главную идею
литературного
произведения, дает
словесные характеристики
главных и
второстепенных героев;
выделяет и может
охарактеризовать
единицы литературного
произведения.

Понимает главную идею
литературного произведения,
поясняет свое высказывание;
дает подробные словесные
характеристики своих героев;
творчески интерпретирует
единицы сюжетана основе
литературного произведения.

Низкий
1 балл

Понимает произведение,
различает главных и
второстепенных героев,
затрудняетсявыделить
литературные единицы
сюжета; пересказывает с
помощью педагога.

Высокий
3 балла:

Применяет в спектаклях и
инсценировках знания о
различныхэмоциональных
состояниях и характерах
героев; использует
различные средства
выразительности.

Следит за сюжетом,
поддерживает логику
повествования. Знает главных и
второстепенных героев,
самостоятельно выделяет
литературные единицы сюжета;
запоминает, и пересказывает
текст
Творчески применяет в
спектаклях знания о различных
эмоциональныхсостояниях и
характерах героев; использует
различные средства
выразительности.

Средний
2 балла

Владеет знаниями о
различных
эмоциональных
состояниях и может их
продемонстрировать;
использует мимику, жест,
позу,движение.
Различает эмоциональные
состояния, но использует
различные средства
выразительности с
помощью воспитателя.

Владеет знаниями о различных
эмоциональных состояниях и
демонстрирует их
в спектакле; использует
мимику, жесты,движение.

Импровизирует с куклами
разных
систем в театральной
деятельности

Импровизирует скуклами
разных
систем в работенад спектаклем.

Средний
2 балла

3.
Эмоциональн
о-образное
развитие

Низкий
1 балл

4. Навыки
кукловождения

Высокий
3 балла:

24

Понимает главную идею
литературного произведения,
дает словесныехарактеристики
всех героев; выделяет и
характеризует единицы
литературного изведения.

Различает эмоциональные
состояния, использует
различные средства
выразительности(мимику,
жесты,пантомиму)

5.Основы
коллективной
творческой
деятельности

Средний
2 балла

Использует навыки
кукловождения в работе
над спектаклем.

Использует навыки
кукловождения вработе над
спектаклем.

Низкий
1 балл
Высокий
3 балла:

Владеет элементарными
навыками кукловождения.
Проявляет
согласованность действий
с партнерами, творческую
активность на всехэтапах
работы надспектаклем.
Проявляет
согласованностьдействий
с партнерами в
коллективной
деятельности.
Пассивен на всех этапах
работы надспектаклем.

Владеет элементарными
навыками кукловождения
Проявляет инициативу,
согласованностьдействий с
партнерами, творческую
активность на всех этапах
работы над спектаклем.
Проявляет инициативу,
согласованностьдействий с
партнерами в коллективной
деятельности.

Средний
2 балла

Низкий
1 балл

Не проявляет инициативы,
пассивен на всех
этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются
воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы,
вечера внутри группы для показа другим группам дошкольного учреждения, родителям.
Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в
театрализованной деятельности
Возрастная группа

Формы работы

Содержание работы

Дети
5 – 6 лет:

1. Дидактические игры.
2. Чтение скороговорок.
3. Драматизация сказок,
рассказов.
4. Рассказывание стихов
«руками».
5. Этюды по заданию
воспитателя.

«Придумай рассказ, сказку», «Придумай рифму
к слову», «Угадай название», Золушка», «Новая
кукла».
Скороговорки
с
различными звуками
(сонорными, шипящими)
«Три медведя» Л.Толстого,
«Как собака друга искала», «Репка», «Лисичкасестричка и серый волк», рассказов Л.Толстого,
Е.Чарушина.
Стихи
А.С.Пушкина,
С.
Михалкова
Е.Благининой, А. Барто.
На выражение эмоций, обыгрывание ситуации.

25

Дети
6 – 7 лет:

1. Слушание
музыкальных
произведений.
2. Драматизация сказок,
рассказов.
3. Чтение скороговорок.
4. Этюды на выражение
эмоций, по условию.
5. Составление рассказов
из личного опыта.
6. Составление рассказа
по картине.

Слушание
классических
произведений
(П.Чайковский, Шуберт, Моцарт)
Музыкальные сказки, песни из мультфильмов и
кинофильмов.
«Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь»,
«Снегурочка»
Рассказы Драгунского, Н Носова.
Скороговорки с различными звуками.
«В гостях», «В лесу», «Один дома», «К нам гости
пришли», «Настроение», «Обида».
«Как я провел выходной день», «Мой лучший
друг», «Что я видел на прогулке».

Диагностическая карта
Дата проведения диагностики исследования
на начало года
на конец года
Ф.И.
ребен
ка

Основы
Речевая
театральн культур
ой
а.
культуры.

Эмоциональ
но-образное
развитие

Навыки
кукловожде
ния

Основы
коллектив
ной
творческой
деятельнос
ти

Всего
баллов

Урове
нь

Н.г

Н.г

Н.г

Н.г

Н.
г

Н.
г

К.г

Начало года:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Конец года:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Анализ исследования

Дата:

Н.
г

К.
г

К.г

К.г

детей
детей
детей

%
%
%

детей
детей
детей

%
%
%

Подпись

26

/

К.г

К.
г

К.
г

2.4 Методическое обеспечение программы
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития
индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в
коллективе посредствам работы в группе. Обучение проводится с учетом индивидуальных
способностей и возрастных особенностей обучающихся, их уровня знаний и умений. На
занятиях детям предоставляется возможность удовлетворять свои интересы путем активного
включения в творческую деятельность.
Список литературы для педагогов
1. Альябьева Е.А. Что такое театр? Сказки и рассказы для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2021.
2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения,
сценарии. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Власенко О.П Театр кукол и игрушек в детском саду. Кукольные спектакли,
эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2020.
4. Грачева Т.А., Деркунская В.А. Театрализованный проект в развитии эмпатии старших
дошкольников. СПб.: Детство-пресс, 2017
5. Евдокимова Е.Н. Занятия театральной студии в детском саду. М.: «Планета», 2021.
6. Князева О.Л. «Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития
дошкольников». М.: Мозаика-Синтез, 2003.
7. Лыкова И.А. Теневой театр в детском саду. Или как приручить тень. М: Издательский
дом «цветной мир», 2018.
8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Пособие для практических работников
дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999г.
9. Шорыгина Т.А. Театральные сказки. - М.: ТЦ Сфера, 2021. «Сказки-подсказки».
10. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Методические рекомендации. Конспекты занятий. М.: Мозаика-Синтез, 20212.
11. Ярославцева И.Б. Кукольный театр для малышей. - М.: ТЦ Сфера, 2018.
12. Ярославцева И.Б. Театр импровизации для детей. Методическое пособие. М.:
АРКТИ, 2021г.
13. Ярославцева И.Б. Театральная азбука. Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2020г.
Список литературы для детей
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре Издательство: Детская
литература, 1990.
2. Дашевская Н.С. Тео – театральный капитан Издательство: Самокат, 2018.
3. Детская энциклопедия. 2008, № 3. О театре: познавательный журнал Издательство:
Аргументы и факты, 2008.
4. Дешкова И. Загадки Терпсихоры Издательство: Детская литература, 1989.
5. Паустовский К.Г. Растрепанный воробей: рассказы и сказки Издательство: Махаон, 2011.
6. Толстой А.Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино Издательство: АСТ-ПРЕСС,
2006.
7. Янссон Т. Опасное лето: повесть-сказка Издательство: АЗБУКА, 2016.
Список литературы для родителей
1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2005. 126 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] - М., 2005. - 278

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».