13.01.2021
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. В детском саду реализуются разнообразные образовательные модели,способствующие решению этой задачи:
- дифференциация – наличие специализированных групп для обучения разных категорий детей с ОВЗ;
- мейнстриминг – частичное включение обучающихся с различными физическими и психическими ограничениями в здоровье в группы общеразвивающей направленности для повышения мотивации в обучении детей с ОВЗ и развития толерантности у детей из общеразвивающих групп. Особенно эффективно объединять данные категории детей во время праздников, развлечений, образовательной деятельности в режимных моментах. Очень эффективным оказался опыт объединения дошкольников групп общеразвивающей и компенсирующей направленности на занятиях по физической культуре и во время проведения утренней гимнастики;
- интеграция – предполагает включение детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности (группа комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) функционирует в детском саду с 1990 года);
- инклюзия – используется в случае посещения ребенком с ОВЗ либо инвалидностью групп общеразвивающей направленности.
В ДОО обучение детей с ОВЗ и инвалидностью организуется в группах комбинированной направленности. В соответствии с направленностью группы и индивидуальными особенностями, осуществляется работа по созданию специальных образовательных условий.
В группах общеразвивающей направленности обучаются четыре ребенка- инвалида, имеющих статус ОВЗ. На этих детей, разработан ИОМ в соответствии с рекомендациями ПМПК (ребенок с ОВЗ) и рекомендациями ИПРА (дети-инвалиды).
В старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) обучаются 30 детей, имеющих статус «ребенок с ОВЗ». В подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) обучаются 15 детей, имеющих статус «ребенок с ОВЗ». Обучение таких детей проходит в соответствии с программой, адаптированной для данной категории воспитанников, нуждающихся в создании специальных образовательных условий.
Реализация образовательных областей осуществляется с использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов. В образовательном процессе мы используем формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям, стараемся не допускать как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей. Нами широко используется весь спектр форм организации коррекционно-педагогической работы с детьми: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.
Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого и психического нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов коррекционно-развивающей работы эффективность овладения необходимыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Преимущественным в коррекционно – развивающей работе является использование словесных, игровых и наглядных методов.
Динамика прохождения программы во многом зависит от успешности освоения ее детьми, то есть переход к другой теме определяется успешностью овладения материала предыдущей темы.
Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий со специалистами, а также индивидуальных занятий воспитателя по заданиям учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Кроме специальных занятий,при обучении и воспитании детей с ЗПР проводятся различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии (по детскому саду, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации, экспериментирование, моделирование и другие виды работы.
В АООП включены игровые часы, которые проводятся педагогом- психологом 2 раза в неделю. Они направлены на развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у дошкольников с ЗПР, коммуникативных умений и познавательных процессов у детей с ТНР.
Педагогический коллектив строит образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируется на интересы и возможности дошкольников, учитывает социальную ситуацию развития каждого ребенка.
Общие принципы организации ООД в коррекционно –развивающей работе педагогов:
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе (целенаправленное создание условий для практического обогащения опыта);
- сниженный темп обучения; оказание пошаговой, стимулирующей и организующей помощи, использование поощрений с демонстрацией важного положительного результата работы самого ребенка;
- переключение на разные виды деятельности (примерно через 10 минут);
-структурная простота содержания (дробление заданий на короткие отрезки и поэтапное предъявление ребенку, формулируя задачу предельно четко и конкретно и др.);
-повторность в обучении (предоставление возможности каждому ребенку действовать неоднократно в одних и тех же условиях).
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Так в группе, с детьми с ЗПР организована зона сенсорного развития и релаксации.
Важным условием, обеспечивающим эффективность коррекционной работы, является взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам реализации образовательной программы и вопросам коррекции эмоционально-волевых, речевых и познавательных недостатков развития детей с ЗПР и ТНР.
Основная цель педагогов при взаимодействии с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного и коррекционно-развивающего процесса. Педагоги разъясняют родителям необходимость ежедневного общения ребенком в соответствии с рекомендациями, которые дают специалисты.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и помощи родителям воспитанников через формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
Как показала практика, самой эффективной формой проведения консультирования родителей по проблемам воспитания их детей является семинар-практикум и мастер-класс.
Комплексный подход к проблеме создания специальных условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями способствует более эффективному развитию данной категории дошкольников.