Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Создание в образовательной организации условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическими комиссиями, от общего количества обучающихся с ОВЗ

13.01.2021

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. В детском саду реализуются разнообразные образовательные модели,способствующие решению этой задачи:

- дифференциация – наличие специализированных групп для обучения разных категорий детей с ОВЗ;

- мейнстриминг – частичное включение обучающихся с различными физическими и психическими ограничениями в здоровье в группы общеразвивающей направленности для повышения мотивации в обучении детей с ОВЗ и развития толерантности у детей из общеразвивающих групп. Особенно эффективно объединять данные категории детей во время праздников, развлечений, образовательной деятельности в режимных моментах. Очень эффективным оказался опыт объединения дошкольников групп общеразвивающей и компенсирующей направленности на занятиях по физической культуре и во время проведения утренней гимнастики;

- интеграция – предполагает включение детей с ОВЗ в группы комбинированной направленности (группа комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) функционирует в детском саду с 1990 года);

- инклюзия – используется в случае посещения ребенком с ОВЗ либо инвалидностью групп общеразвивающей направленности.

В ДОО обучение детей с ОВЗ и инвалидностью организуется в группах комбинированной направленности. В соответствии с направленностью группы и индивидуальными особенностями, осуществляется работа по созданию специальных образовательных условий.

В группах общеразвивающей направленности обучаются четыре ребенка- инвалида,  имеющих статус ОВЗ. На этих  детей, разработан ИОМ в соответствии с рекомендациями ПМПК (ребенок с ОВЗ) и рекомендациями ИПРА (дети-инвалиды).

В старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) обучаются 30 детей, имеющих статус «ребенок с ОВЗ». В подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР) обучаются 15 детей, имеющих статус «ребенок с ОВЗ». Обучение таких детей проходит в соответствии с программой, адаптированной для данной категории воспитанников, нуждающихся в создании специальных образовательных условий.

Реализация образовательных областей осуществляется с использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов. В образовательном процессе мы используем формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям, стараемся не допускать как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей. Нами широко используется весь спектр форм организации коррекционно-педагогической работы с детьми: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого и психического нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов коррекционно-развивающей работы эффективность овладения необходимыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Преимущественным в коррекционно – развивающей работе является использование словесных, игровых и наглядных методов.

Динамика прохождения программы во многом зависит от успешности освоения ее детьми, то есть переход к другой теме определяется успешностью овладения материала предыдущей темы.

Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий со специалистами, а также индивидуальных занятий воспитателя по заданиям учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Кроме специальных занятий,при обучении и воспитании детей с ЗПР проводятся различные формы и методы педагогического воздействия: беседы, экскурсии (по детскому саду, наблюдения, досуги, игры (специально спроектированные сюжетно-ролевые игры для закрепления представлений об окружающем мире, о социальной действительности, математических представлений; дидактические и игры-драматизации, экспериментирование, моделирование и другие виды работы.

В АООП включены игровые часы, которые проводятся педагогом- психологом 2 раза в неделю. Они направлены на развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у дошкольников с ЗПР, коммуникативных умений и познавательных процессов у детей с ТНР.

Педагогический коллектив строит образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентируется на интересы и возможности дошкольников, учитывает социальную ситуацию развития каждого ребенка.

Общие принципы организации ООД в коррекционно –развивающей работе педагогов:

- индивидуальный и дифференцированный подход;Хочу такой сайт

- активность и самостоятельность ребенка в образовательном процессе (целенаправленное создание условий для практического обогащения опыта);

- сниженный темп обучения; оказание пошаговой, стимулирующей и организующей помощи, использование поощрений с демонстрацией важного положительного результата работы самого ребенка;

- переключение на разные виды деятельности (примерно через 10 минут);

-структурная простота содержания (дробление заданий на короткие отрезки и поэтапное предъявление ребенку, формулируя задачу предельно четко и конкретно и др.);

-повторность в обучении (предоставление возможности каждому ребенку действовать неоднократно в одних и тех же условиях).

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Так в группе, с детьми с ЗПР организована зона сенсорного развития и релаксации.

Важным условием, обеспечивающим эффективность коррекционной работы, является взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам реализации образовательной программы и вопросам коррекции эмоционально-волевых, речевых и познавательных недостатков развития детей с ЗПР и ТНР.

Основная цель педагогов при взаимодействии с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного и коррекционно-развивающего процесса. Педагоги разъясняют родителям необходимость ежедневного общения ребенком в соответствии с рекомендациями, которые дают специалисты.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

• приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

• оказание практической и помощи родителям воспитанников через формирование умений и навыков практической работы с детьми;

• использование различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

Как показала практика, самой эффективной формой проведения консультирования родителей по проблемам воспитания их детей является семинар-практикум и мастер-класс.

Комплексный подход к проблеме создания специальных условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями способствует более эффективному развитию данной категории дошкольников.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».