Предметно-пространственная среда в группах
07.11.2022
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) как часть образовательной среды, представлена специально организованным пространством (помещениями детского сада, прилегающими к нему территориями, которые также предназначены для реализации ООП ДО),
материалами, оборудованием и средствами обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в группах
общеразвивающей направленности, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей их здоровья и развития.
В соответствии с целями,
задачами, целевыми ориентирами ООП ДО, среда в ДОУ обеспечивает и гарантирует:
–
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку
положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
-
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства групп и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы (участок
("открытая площадка"), а также материалов, оборудования и инвентаря
для развития детей раннего и
дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа;
-
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми, так и со
взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– построение образовательной
деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение
достоинства и личности,
интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные;
–
создание равных условий,
максимально способствующих реализации различных авторских образовательных программ.
Игровые центры становятся в
некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям разрешается брать любые материалы, размещенные в открытых
контейнерах, и использовать их в соответствии со своими
целями. Воспитатели выступают в роли помощников ребенка.
РППС обладает свойствами открытой
системы и выполняет
образовательную, воспитывающую,
мотивирующую функции. Среда в ДОУ является не только развивающей, но и развивающейся, обеспечивает возможность
реализации разных видов детской активности, в том числе игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования, восприятия произведений литературы и фольклора, музыкального и изобразительного творчества, конструктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей.
РППС спроектирована с учетом принципов ее формирования ФГОС ДО:
•
содержательная насыщенность – включает средства
обучения, материалы, инвентарь, игровое,
спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование
с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие
крупной и мелкой моторики, участие
в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения
детей;
• трансформируемость – обеспечивает
возможность изменений РППС в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей, пространство может быть быстро
трансформировано самими детьми
для своей игры;
•
полифункциональность – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (детской мебели, мягких
модулей, ширм, природных материалов) в разных
видах детской активности, используются разнообразные полифункциональные предметы и материалы
(разноцветные кусочки ткани могут быть использованы для аппликации или для пошива
кукольной одежды);
•
доступность – обеспечивает свободный
доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
•
безопасность – все элементы
РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы и правила
пожарной безопасности.
Предусмотрена амплификация и непрерывное совершенствование РППС для реализации разноуровневого и
индивидуализированного освоения содержания образования с учетом потребностей как воспитанников, так и их семей, сотрудников и заинтересованных сторон.
Предусмотрена возможность для детской активности в группах, в мини-группах и индивидуально.