Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 144 620072 г. Екатеринбург, ул. Сиреневый б-р, 21 А. Конт. тел.: 8 (343) 347-59-40 e-mail: mbdou144@mail.ru, официальный сайт: http://144.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО: И.О. заведующего МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 144 _____________А.А. Волосникова Приказ № 48-О от «29» августа 2024 г. Учебный план образовательной деятельности МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 144 на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 144 (далее – ДОУ) на 2024-2025 учебный год разработан в соответствии со следующими документами: – Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; – Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамента общего образования от 28 февраля 2014 год № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; – Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года №32 «Об утверждении СанПиН 2.3/2.4.3590–20; санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21); – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. №2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; – Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; – Уставом МБДОУ – детского сада комбинированного вида № 144; – Образовательной программой – образовательной программой дошкольного образования (далее – ОП ДО); – Адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее АОП ДО). При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: – развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; – соответствия критериям полоты, необходимости и достаточности; – интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; – решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования – принцип соответствия образовательной нагрузки на ребенка в течение дня требованиям действующего СанПиН; – принцип оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных психофизиологических особенностей воспитанников. ООП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (п. 2.9. ФГОС ДО). Обязательная часть в группах общеразвивающей направленности представлена в соответствии с ФОП ДО (Федеральной образовательной программой дошкольного образования), частью которой является программа воспитания. Обязательная часть в группах компенсирующей направленности с учетом особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) представлена АОП ДО с учетом использования ФАОП ДО (Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования) для детей с ТНР, частью которой является программа воспитания. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности выстроена на основе методических пособий парциальной программы «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Определённая в плане образовательная деятельность, отражает все направления развития: - физическое развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - социально-коммуникативное развитие; - художественно-эстетическое развитие. Характеристика структуры учебного плана (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений; количественные характеристики с учетом СанПиН 2.3/2.4.3590–20). Учебный план ДОУ соответствует Уставу и отражает реализацию образовательных областей через детские виды деятельности, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный год (образовательный период) начинается со 01 сентября и заканчивается 31 мая. ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 10,5 часовое пребывание воспитанников. В учебном плане устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части ОП ДО в группах составляет не менее 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ОП ДО. Часть, формируемая участниками образовательных отношений не превышает 20%. В соответствии с образовательной программой дошкольного образования в обязательной части учебного плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию 5 образовательных областей, с выделением видов образовательной деятельности В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка) по реализации поставленных задач. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" отражено в расписании ОД. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной как в обязательной части, так и в части формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС наиболее характерные для каждого возраста детей. Максимальная нагрузка и продолжительность образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении планируется с учетом санитарно – эпидемиологических правил и норм (СанПиН 2.3/2.4.3590–20), ОП ДО, АОП ДО. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут, в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на ОД, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами ОД - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность не более 25 30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. На основании ОП ДО, АОП ДО учебным планом в неделю предусмотрен следующий объем образовательной деятельности по основной части и части формируемой участниками образовательных отношений: - группа раннего возраста – 1 час 40 минут (100 минут) - младшая группа – 2 часа 30 минут (150 минут) - средняя группа – 3 часа 20 минут (200 минут) - старшая группа – 6 часов 15 минут (375 минут) - подготовительная к школе группа – 7 часов 50 минут (450 минут) Длительность образовательной деятельности запланирована в соответствии с требованиями, определенными СанПиН 2.3/2.4.3590–20, включая часть программы, формируемую участниками образовательных отношений: – Группа раннего возраста – 10 минут – Вторая младшая группа – 15 минут – Средняя группа – 20 минут – Старшая группа – 20/25 минуты – Подготовительная к школе группа – 30 минут Образовательная деятельность по физическому развитию детей осуществляется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей старшего дошкольного возраста образовательная деятельность по физическому развитию детей планируется на открытом воздухе, проводится в дни, когда нет образовательной деятельности по музыкальному развитию детей. В группах компенсирующей направленности образовательная деятельность по коррекции речи детей проводиться учителем – логопедом (логопедическое занятие и развитие связной речи). Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. С целью более эффективного решения образовательных задач в образовательном процессе определенная образовательная технология или содержательное наполнение образовательной деятельности часто связано с работой педагога одновременно в разных образовательных областях. При реализации программы проводиться оценка индивидуального развития детей педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики два раза в год в сентябре и мае (п. 3.2.3. ФГОС ДО). В группе раннего возраста первые две недели сентября (01.09.2024-15.09.2024) адаптационные. В летний период проводятся спортивные и подвижные игры, музыкальные и спортивные праздники, развлечения, а также увеличивается продолжительность прогулки. Учебный план образовательной деятельности на 2024-2025 учебный год в группах общеразвивающей направленности Образовательная область Вид деятельности детей Речевое развитие Коммуникативная Познавательноисследовательская Игровая Двигательная Коммуникативная Игровая Познавательноисследовательская Игровая Коммуникативная Познавательноисследовательская Игровая Коммуникативная Изобразительная Физическое развитие Познавательное развитие Художественноэстетическое развитие Социальнокоммуникативное развитие Двигательная Коммуникативная Игровая Музыкальная Восприятие художественной литературы Игровая Игровая Познавательноисследовательская Коммуникативная Трудовая Вид образовательной деятельности Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю Младшая Средняя Старшая Подготовительна группа группа группа я группа Обязательная часть (составляет не менее 80%) Развитие речи (а также 1 1 осуществляется во всех образовательных ситуациях) Физическая культура в помещении Физическая культура на воздухе 3 - 3 - 2 1 2 1 Формирование представления об окружающем мире Формирование элементарных математических представлений Рисование Лепка Аппликация Конструирование 0,5 0,5 2 2 1 1 2 2 1 0,5 0,5 * 1 0,5 0,5 * 1 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 1 Музыкальное развитие 2 2 2 2 Чтение художественной литературы 0,5 0,5 1 1 Реализуется через интеграцию ОД в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности, в семье. Трудовая деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности. Для детей младшего и среднего возраста через самообслуживание и простейшие трудовые поручения. Общественно полезный труд для детей старшего дошкольного возраста проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда в природе. Итого в обязательной части 9 9 14 14 Часть, формируемая участниками образовательных отношений (составляет не более 20%) Речевое развитие Коммуникативная Развитие речи (а также Познавательноосуществляется во всех исследовательская образовательных ситуациях) Игровая Итого в части, формируемой участниками образовательных отношений Итого количество видов образовательной деятельности Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности по СанПиН 2.3/2.4.3590–20 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю согласно СанПиН 2.3/2.4.3590–20/ Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю фактический 1 1 1 1 1 1 1 1 10 Не более 15 минут 150/150 минут 10 Не более 20 минут 200/200 минут 15 15 Не более Не более 30 минут 20/25 минут 375/375 минут 450/450 минут *Осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, в различных культурных практиках, а также в интеграции других образовательных областях Учебный план образовательной деятельности на 2024-2025 учебный год в группах компенсирующей направленности Образовательная область Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие / Речевое развитие Социальнокоммуникативное развитие Вид деятельности детей Двигательная Коммуникативная Игровая Познавательноисследовательская Игровая Коммуникативная Коммуникативная Познавательноисследовательская Игровая Познавательноисследовательская Игровая Коммуникативная Изобразительная Двигательная Коммуникативная Игровая Музыкальная Восприятие художественной литературы Игровая Игровая Познавательноисследовательская Коммуникативная Восприятие художественной Вид образовательной деятельности Обязательная часть (составляет не менее 80%) Физическая культура в помещении Физическая культура на воздухе Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю Старшая группа Подготовительная к/н группа к/н 2 1 2 1 Формирование представления об окружающем мире Формирование элементарных математических представлений Логопедическое занятие 1 1 2 2 2 2 Рисование 1 1 Лепка 0,5 0,5 Аппликация 0,5 0,5 Конструктивно-модельная деятельность 1 1 Музыкальное развитие 2 2 Чтение художественной литературы 1 1 Реализуется через интеграцию ОД в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности, в семье. Трудовая деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности. Общественно полезный труд для детей старшего дошкольного возраста проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда в природе. литературы и фольклора Трудовая Часть, формируемая участниками образовательных отношений (составляет не более 20%) Речевое развитие Коммуникативная Развитие речи Познавательноисследовательская Игровая Итого количество видов образовательной деятельности Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности по СанПиН 1.2.3685-21 п.11.10 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю согласно СанПиН 1.2.3685-21 / Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю фактический 1 1 15 Не более 20/25 минут 375/375 минут 15 Не более 30 минут 450/450 минут **Осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей, а также в интеграции других образовательных областях Образовательная область План образовательной деятельности с детьми раннего возраста Вид детской деятельности Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками (Формирование представления об окружающем мире) Общение (Развитие речи) Количество часов 2-3 года 20 мин. (2) 10 мин. (1) Экспериментирование с материалами и веществами (Изобразительная деятельность - рисование / лепка) Восприятие смысла музыки (Музыкальное развитие) 20 мин. (2) 20 мин. (2) Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок (Знакомство с художественной литературой) 10 мин. (1) Физическое развитие Двигательная активность (Физическое развитие) 20 мин. (2) Итого: 100 мин. (10) Максимально допустимый объем образовательной нагрузки 100 мин. (10) Примечание. Самообслуживание, действия с бытовыми предметами-орудиями и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), организуется в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. Сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах Режимные моменты Распределение времени в течение дня Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Игры, общение, деятельность по интересам во время От 10 до 50 минут утреннего приема Самостоятельные игры в 1-й половине дня 20 минут 15 минут Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на От 60 минут до 1 часа 30 минут От 60 минут до 1 часа 40 минут прогулке Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по 40 минут 30 минут интересам во 2-й половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на 40 минут 30 минут прогулке Игры перед уходом домой От 15 до 50 минут *На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4-х часов